Панно из мозаики в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Панно из мозаики в Н. Новгороде

Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Cтудия мозаики Ватикана

Организация студии мозаики Ватикана связана со строительством собора св. Петра – церемониального центра католической церкви. По желанию папы Юлия II новый храм, который должен был заменить старую базилику Константина обязан превзойти все храмы мира. Поэтому, над храмом работали лучшие мастера своего времени, применялись лучшие материалы; бюджет был не ограничен.


Несмотря на то, что и в западном и в восточном христианстве к тому времени уже окончательно закрепилась традиция к украшению интерьера храмов фресковой росписью, внутреннюю отделку стен и сводов храма предполагалось сделать мозаичной: этому соответствовала и сама задумка храма как главного в мире и то, что крупнейший и роскошнейший христианский храм – собор св. Софии в Константинополе-Стамбуле, уже превращенный к тому времени в мечеть, был украшен мозаиками, а ему, да и собору св. Марка в Венеции, нужно было соответствовать, и то, что старая базилика была отделана мозаикой – все говорило в пользу этого материала.


Первым помещением, где предполагалось произвести первую пробную отделку мозаикой, была капелла, где предполагалось захоронение папы Григория XIII.

Мастера под руководством Джованни Гапей да Керсо приглашенные папой из Венеции, приступили к мозаикам капеллы в 1578 г. Они набирают мозаики по эскизам Джиролано Муциано. Их работа получает всеобщее одобрение и мозаичная отделка храма продолжается.


Предстояла отделка капеллы Климента VIII, увенчанной большим куполом храма, спроектированным Микеланджело. Работы начались в 1598 г. по эскизам и под руководством Джузеппе Чезари, известном как кавалер Д'Арпино.

В мозаичном украшении различных капелл храма участвуют известные художники своего времени: Джованни Ланфранко, Андреа Сакки, Джованни Франческо Романелли, Гвидо Убальдо Аббатини, Карло Маратта, Чиро Ферри, Марк Антонио Фанческини, Николо Риччолини, Франческо Тревисани. Украшение собора было в основном закончено только к сер. XVII века.

Оригиналами для мозаичных изображений были живописные реалистические картины. Развитие реализма происходило в направлении, противоположном условному христианскому искусству иконописи, когда-то общему и западному и восточному христианству с ориентацией на античные реалистические образцы, прежде всего скульптурные.


Это направление, в котором шли художники на протяжении нескольких веков, достигшее своей вершины в работах т.н. титанов Высокого Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Впоследствии оно стало господствующим в Европе и России и известно как «академическое» направление.

Поскольку, реализм тогда считался вершиной искусства, то и мозаика должна была быть максимальной заменой живописи, быть «не хуже» ее. Естественная условность материала, являющаяся его оригинальной спецификой и преимуществом, считалась недостатком, который было необходимо преодолевать.

Таким образом, мозаики базилики св. Петра сформировали свой эталон мозаичного искусства, просуществовавший до конца XIX века.

Дальнейшие работы шли в направлении получения оттенков смальты, иконы из которой были бы абсолютно неотличимы от масляной живописи, что к нач. XVIII в. было удачно реализовано Алессио Маттиоли.

К XVIII веку относится и начало организационного оформления мозаичного дела в Ватикане. Папа Климент XI предоставил мастеру Филиппо Кокки помещение под рабочую и учебную студию.

Однако, дело не шло до тех пор, когда папа Бенедикт XIII в 1727 г. не учредил Мастерскую мозаики Ватикана под руководством Пьетро-Паоло Кристофари.

Новым направлением развития мастерской стала микромозаика.

Микромозаика применялась для украшения различных предметов: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и быстро стала популярной среди аристократии, церковных иерархов, дипломатов, богатых путешественников, монархов, совершавших официальные визиты.

Мозаичисты Ватикана не только возродили мозаичную традицию и поддерживали ее: благодаря им мозаикой заинтересовались в других городах и странах.

В какой-то степени ватиканские мозаики вдохновили Ломоносова на собственные исследования и работы в этой области.

В начале XIX века появляются мозаичные мастерские в Неаполе, Милане и Париже.

В 1845 г. во время визита императора Николая I в Ватикан он был так поражен его мозаиками, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора на мозаику.

Назад, в раздел «Новое время»
Расходы на строительство Сан-Пьетро оказались столь велики, что для покрытия их папе Льву X пришлось за большую сумму денег передать право продажи индульгенций Альбрехту Брандербургскому. Злоупотребления индульгенциями в немецких землях вызвали протест Лютера, Реформацию и последующий раскол Европы.
Собор св. Петра – одна из крупнейших христианских церквей в мире; церемониальный центр католичества. Возведен по приказу папы Юлия II на месте обветшавшей к тому времени базилики Константина, построенной над могилой апостола Петра.

Первоначальный проект принадлежал Браманте и был принят к исполнению в 1506 г. Над строительством собора работали виднейшие архитекторы и художники Италии: Рафаэль, Перуцци, да Сангалло, Микеланджело, Джакомо дела Порта, Виньола, Карло Мадерно на протяжении 200 лет, что вносило постоянные изменения в проект. Площадь перед собором спроектировал архитектор Бернини. Собор св. Петра – долгое время самый большой по площади христианский храм в мире. Он был превзойден только в 1985–89 гг. собором Нотр-Дам-де-ля-Пэ в Ямусукро (Кот д’Ивуар) – крупнейшим в мире по площади и высоте, но все же в три раза уступающим Сан Пьетро (вмещающем 60000 человек) по вместительности. В соборе Ямусукро находится самый большой в мире витраж (ок. 7000 кв. м).

Интересно, что базилика св. Петра, несмотря на свою известность и всемирное значение для христиан не является кафедральным собором. Кафедра римского первосвященника находится в соборе св. Иоанна в Латерано – официально именно эта церковь является главной в католичестве.
Папа Григорий XIII знаменит тем, что 4 октября 1582 г. произвел реформу календаря, устранив несоответсвия юлианского календаря астрономическому. Таким образом, следующим днем после 4 октября 1582 г стало сразу 15 октября: календарь сместился на 10 дней (на данный момент разница в календарях увеличилась и составляет уже 13 дней).

В 1583 г. папа отправляет посольство к Вселенскому патриарху Константинопольскому Иеремии – главе православной церкви, с предложением уравнять календари, однако, это было отвергнуто. Православный мир продолжал жить по календарю, введенному Цезарем.

После отделения в России церкви от государства и введения Лениным в 1918 г. для гражданской жизни григорианского календаря здесь начинается сосуществование двух календарных систем.

Это породило новые традиции: еще в советское время – празднование «Старого нового года» 13 января и, в последние годы – «католического» Рождества 25 декабря.

Празднование Рождества именно 25 декабря по григорианскому календарю и астрономически и исторически неслучайно – с этого дня начинает увеличиваться световой день, поэтому эта дата в язычестве отмечалась как день рождения Митры – бога Солнца. Впоследствии, в ходе борьбы с язычеством этот день стал отмечаться как день рождения Христа, что постепенно заместило языческий смысл праздника христианским, как это было и со многими другими важными датами в христианстве.

Русская православная церковь до сих пор продолжает жить по старому юлианскому календарю, хотя патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. была сделана попытка перехода на григорианский календарь в форме похожего на него новоюлианского календаря, что продлилось только 23 дня и было «временно отложено» из-за многочисленных протестов, хотя некоторые православные церкви все же в разное время перешли на григорианский календарь.