Панно из мозаики в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Панно из мозаики в Н. Новгороде

Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Античная мозаика

Классическая Греция

Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8–6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7–6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.

Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе – концу 5 в. до н. э.


Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.

Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).


Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.

Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.

Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.

Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.

А в это время (8 в. до н. э.) в Греции – эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. – датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.
Широко известно выражение «гордиев узел» – так называют какой-либо запутанный, трудноразрешимый вопрос. По преданию, царь Гордий, чьим именем назван город, привязал свою повозку в храме Зевса таким узлом, что никто не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который сможет это, покорит весь мир.

Решение было найдено столетия спустя – в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.

Эретрия. Дом мозаики,
нач. 4 в. до н. э. Помещение
андрона и прихожей.


Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.

Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения – андроны.

Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше – маленькое панно-коврик в дверях и, наконец – панно в центре помещения.

Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.


Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э. Помещение андрона и прихожей.

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.

Из фигур – изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.

Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.

Андрон (мужская комната) – часть древнегреческого дома, предназначенная для мужчин, собиравшихся на симпосии, для разговоров и обедов. Были самыми красивыми помещениями в доме: украшались мозаиками, фресками и статуями.
Эллинизм (334 г. до н. э. – 30 г. н. э.)

Если большинство античных мозаик 5–4 вв. до н. э. были найдены преимущественно на территории материковой Греции, то с завоеваниями Александра ареал распространения греческой культуры и искусства мозаики в почти достигает границ известного тогда цивилизованного мира.


Пелла. Охота на льва, Дом Диониса, 350–340 гг. до н. э.

В период раннего эллинизма мозаика распространяется на острова Эгейского моря и Малую Азию. Далее на север в Причерноморье – Ольвию и Херсонес; Курион и Пафос; на юге – захваченный у персов Египет с его новым культурным центром – Александрией; эллистические мозаики находят на пространстве от Испании на западе до Афганистана на востоке.

Это период расширения горизонтов во всех областях жизни. Он отличался и изменением жизненных стандартов, повышением благосостояния. Теперь стало возможно жить «по-царски» и конечно, мозаика стала одним из основных способов создания по-восточному дворцовой атмосферы в убранстве дома.

Мозаика играла и другую специфически-статусную роль: она вошла в dress-code интерьера дома – ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры, миру цивилизованному.

Эпоху эллинизма в истории мозаики начинают с образцов, найденных при раскопках Пеллы – родного города Александра, столицы македонского царства. Они датируются 340–300 гг. до н. э.


Пелла. Дом Диониса. Дионис на гепарде, 2 пол. 4. до н. э.

Четыре напольные мозаики размещались на полах андронов двух частных домов (огромных даже по нынешним меркам: 3169 м2 – площадь т. н. «Дома Диониса» и 2350 м2 – «Дома похищения Елены») принадлежавших представителям македонской элиты, возможно членам царской семьи.


Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э.
Центральная часть.


Мозаики Пеллы принципиально отличны от всех предыдущих, не просто стилистически и применением новых технических приемов (камешки тщательно сортированы по размеру и форме, что дает более плотное прилегание их друг к другу, для детализации некоторых участков применяются новые материалы – полоски глины и свинца) – но иным подходом, новым видением вопроса.

Главное внимание теперь уделено центральной сюжетной части, в построении композиции появляется пространство, в изображении человеческого тела – объем, свободно используется цвет, чего не было раньше.

Появляется не просто реализм – натурализм, не просто динамизм – драматичность, характерная черта всей культуры эпохи эллинизма во множестве своих проявлений.

Над изображением мозаики «Охота на оленя» – надпись: «Gnosis epoesen» – «Гносис сделал» – первое в истории мозаики имя автора.

Технику мозаики из необработанной гальки римляне впоследствии назовут opus barbaricum. Мозаики Пеллы – вершина искусства мозаики из гальки или техники opus barbaricum.


Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э.
Общий вид.


Хотя она продолжает использоваться и после мозаик Пеллы, но сфера ее применения дифференцируется: она долго еще применяется там, где нужно заполнить большие площади пола простым рисунком, для разнообразных бордюров, обрамлений – где нет необходимости в тонкой детализации изображений, в 3–2 вв. до н. э. она еще остается в своей роли мозаичного материала и в этой технике по-прежнему выполняются фигуративные изображения – качество их заметно снижается и в художественном и в ремесленном смысле.

Необработанная галька постепенно теряет свое значение как основной материал для мозаичных работ, чтобы уступить его обрабатываемым материалам – камню и стеклу.

За десятилетие 334–324 гг до н. э. войска Александра буквально перекроили карту мира: они завоевывают Малую Азию, Сирию, Египет, Персию. Александр делает своей столицей «всемирный город» Вавилон – «врата бога». По смерти 32–летнего Александра империя остается его полководцам, после ряда междоусобиц которых образуются четыре царства: Египет (под властью Птолемеев), Сирия (Селевкидов), Македония (Антигонидов), Пергам (Атталидов). Все их объединяет культура эллинизма, означающая синтез культуры классической Греции и местных культур Востока.
Источники сообщают, что во время похода Александра за ним специально возили плиты, отделанные мозаикой, которыми выстилали пол его палатки во время стоянок.
Подколка или тeccелирование

Четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку – все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.

Подколку или тесселирование камешков начинают в 3 в., долго применяется смешанная техника: галька и обработанный камень. Процесс становления новой техники нелинеен, спорадичен: нельзя с уверенностью назвать ни времени, ни места «изобретения» тесселированной мозаики: это время экспериментов.


Моргантина, Сицилия. Дом Ганимеда. Мозаика Ганимеда. 270–215 гг. до н. э.

На данный момент самыми ранними памятниками, где была использована техника тесселирования в чистом виде без использования галечной техники считаются мозаичные панно маленького сицилийского города Моргантина.

Во всех мозаиках использованы не только одинаковые тессеры кубической формы, но и тессеры, подколотые специально под конкретные участки рисунка.

Самая известная из них – «Мозаика Ганимеда», изображающая момент похищения Ганимеда орлом Зевса.

Центром художественной промышленности высшего уровня и местом появления многих ремесленных техник стала Александрия, столица птолемеевского Египта, основанная в 332 г. до н. э., однако утверждать об ее первенстве в истории новой мозаичной техники нет оснований.
Первым панно из мозаики, где тесселирование используется в полную силу считается мозаика египетского города Тмуис в дельте Нила.

В центральной части панно – погрудный женский портрет в военном костюме, с прической, украшенной элементом в форме носа корабля, держащая корабельный флаг.


Тмуис. Мозаика Софилоса. 1 пол. 2 в. до н. э.

Существует две версии трактующие изображение на мозаике: большинство считают изображение персонификацией города Александрии, некоторые – портретом реальной царицы Береники II. Портрет обрамлен тройным бордюром, выложенным из ровных, плотно сидящих тессер, размерами от 1 до 0,4 см2. Размер тессер самого портрета еще мельче и достигает в некоторых местах 0,1 см2 – это позволяет достичь невероятной детализации.

Принципиально нова и колористика работы: это уже не «белое на черном», но портрет в естественных цветах на светло-голубом фоне. Свободно использованы полутона, переходы цвета.

Образец представляет собой технику opus vermiculatum в ее полном развитии: мельчайшие кусочки камня, уложенные так, как это требует сам характер изображения.

Автор надписал свою работу: «Софилос сделал», – что, как и в случае с автографом Гносиса, свидетельствует о высокой репутации мастера и о его гордости своей работой.


Asarotos oikos. Версия Гераклита. 2 в до н. э.

Одним из центров мозаичного искусства эпохи эллинизма был Пергам. Среди множества пергамских мастеров особенно славился один и до нас дошло его имя – Сос. Только имя, увековеченное истоиографической традицией в лице одного из римских историков – Плиния Старшего – и ни одной работы, только описания.

Сос создавал не просто искусные панно из мозаики – он создал самые модные сюжеты для панно, подхваченные впоследствии многими – среди них т. н. asarotos oikos («неубранное место»).

Известна копия или интерпретация этой мозаики, выполненная мастером Гераклитом. На ней с максимально возможным реализмом показаны... объедки разбросанные по полу после роскошного обеда: рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей и... уже подбирающегося к этому «богатству» мышонка.


Однако, Сос не был только автором в духе trash-design. Из текста Плиния также известно о другой не сохранившейся, но знаменитой работе Соса – голубе, склонившимся над водным зеркалом для питья и отражающемся в нем – сюжете, ставшем не просто модным, но пережившим саму античность на полтысячелетия: его отголоски можно встретить даже в мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии – шедевре раннехристианского мозаичного искусства 5 в. н. э.

Как и в случае с asarotos oikos этот сюжет мастера Соса дошел в интерпретации другого мастера. Кроме того, это один их ранних примеров применения тессер из смальты – глушеного (непрозрачного) стекла, изготовлявшегося в Египте.

Назад, в раздел «История»
Ганимед – в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на Олимп, где исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. По другой версии – был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Сюжет «Похищение Ганимеда» – один из популярнейших как в античном, так и в европейском изобразительном искусстве.
Береника II – супруга Птолемея III Эвергета, третьего правителя эллинистического Египта. Ради счастливого возвращения мужа из военного похода, она пожертвовала свои волосы Афродите и поместила их в храм богини, откуда они таинственно исчезли. Астроном Конон Самосский объяснил это тем, что они были взяты на небо и превратились в созвездие, названное Волосы Береники.
Пергам – столица одного из четырех эллинистических царств и один из экономических и культурных центров эллинистического мира. Здесь была вторая по величине (после александрийской) библиотека античности. Здесь же изобретен пергамент – материал для письма из недубленой кожи животных, использовавшийся до появления бумаги.