Нижний Новгород, ул. Сухопутная, д. 2/2
Мастерская и магазин мозаики в Нижнем Новгороде+7 920 251-33-83
Cтатьи

—  «Частная жизнь» мозаики, или праздник, который навсегда останется с тобой //
      Мебель info. 2010. № 1. С. 52-55.

   pdf-версия


—  Мозаика – феномен целесообразности // Авторский интерьер. 2010. № 2. С. 56-59.

   pdf-версия




«Частная жизнь» мозаики, или праздник, который навсегда останется с тобой

Сила и энергия солнца, буйство оттенков цветочных лепестков на фоне сочной зелени, свежесть и бескрайность моря – лето и праздник, желанные всегда и сейчас, когда о жизни природы нам напоминает лишь одно из ее чудес... новогоднее дерево.

Подождать? Или... вспомнить об искусстве мозаики, на удивление способном творить праздник, пусть иллюзорный?

Несколько тысяч кусочков разноцветного стекла и свет – играя с ними, он и будет создавать для вас это ощущение праздника этого момента: всегда разное, но никогда не теряющее своей цельности, чистоты и силы!


Какие ассоциации у вас возникают при слове мозаика?

Монументальность – первое, что приходит в голову. Это правда, первые русские мозаики Нового времени – работы Ломоносова, были созданы, чтобы увековечить дела Петра.

Именно в России находится крупнейшая в мире мозаика (9000 м2) – убранство Исаакия в Петербурге.

Первые советские мозаики – «Сутки советского неба» Дейнеки на плафоне станции метро Маяковская в Москве, воспевают индустриальные успехи молодого советского государства, позднейшие – великую Победу и покорение космоса.

Здесь мозаика – вечный материал, сохраняющий в памяти нации подвиги ее героев. Ее национальное значение было прежде всего. Однако, это лишь одна из жизней бессмертного материала.

События XX века принципиально изменили точку зрения, переведя фокус истории с общественно-политической жизни на частную – в центре ее внимания стала личность.

Изменился и подход к организации среды ее обитания: он перестал быть однозначным, типовым. Появились новые материалы: возможности создания комфортного для личности пространства необычайно расширились.

В 1990–е в Россию пришла мозаика, только теперь она живет иной, «частной» жизнью в интерьерах домов и квартир. Отделка и украшение интерьера авторскими панно из мозаики стало делом престижа, придающим интерьеру особый, штучный статус, выделяющий среди прочих, выводящий за рамки обыденности. Панно из мозаики стало беспроигрышным вариантом эксклюзивного подарка.

Мозаика применяется как отделочный материал в виде смесей и растяжек тона, но в свои выдающиеся права она вступает как материал для художественных произведений.

Мозаика как материал для авторских работ необычайно чиста от стилевых характеристик – только свобода автора создает форму мозаичного произведения. Эта универсальность позволяет использовать ее в интерьерах любых стилей.

При выборе сюжета для панно из мозаики обычно стараются максимально выигрышно использовать преимущества самого материала – яркость, чистоту и открытость цвета, его способность образовывать самые неожиданные контрастные сочетания, множащиеся в оттенках. Конечно, природа, солнце и море прежде всего! Цветы – сюжет, способный украсить абсолютно любой интерьер. Интерпретации известных картин. Портреты. Орнаментальные композиции. Абстракции. Сюжетов столько, сколько людей...

Выделяют две техники укладки мозаичных изображений: т. н. «матричную» и «традиционную» или технику «художественной подколки».

В матричной технике изображения выкладываются из одинаковых целых квадратных пластинок, расположенных ортогонально с одинаковыми ровными швами между ними – похоже на рисунки в школьных тетрадках в клетку. Изображение получается несколько условным, что при условии хорошего обзора играет лишь в его пользу.

Подлинную свободу мозаика приобретает в традиционной технике «художественной подколки» – здесь мозаика раскалывается на кусочки порой миллиметрового размера и укладывается рукой мастера нужным образом. Изображение, выполненное в этой технике, может достигать реалистичности живописных полотен.

Говоря о реалистичности, не нужно, однако, сравнивать мозаику и живопись: две техники, казалось играющие на одном поле.

Мозаика – не просто «картина, которую можно помыть с мылом и ей ничего не будет», но особая техника с уникальными возможностями, которые сравнивать с живописью странно. Это просто другое.

Мозаика состоит из отдельных частиц раз навсегда заданных цветов, как бы они ни были микроскопичны и плотно подогнаны, по сути, они останутся отдельными частицами разных цветов, на которые дробится данная картина.

Мозаичное произведение смотрится целостно только с какого-то расстояния, определяемого его размерами, но и при этом условии цвета «смешиваются» только в вашем восприятии, а поскольку восприятий столько, сколько существует настроений у людей с различными восприятиями и в данных условиях, то вариантов «вот этой» картины существует бесконечное множество, она сама здесь только повод.



Этому способствует не только дробность картины, но и сама материальная основа ее – стекло. Оно обладает не просто разным цветом, но и разной прозрачностью, поэтому и сам цвет и его интенсивность также существует в бесконечности вариантов в зависимости от того, насколько свет проникает в это стекло, насыщает его собой.

Кроме того, мозаика не только поглощает свет, но и как любая глянцевая поверхность, его отражает – мерцание сотен тысяч кусочков стеклянной мозаики разных форм можно сравнить только со звездным небом летней ночью в деревне. Не говоря об оптических эффектах перламутра и золота!



Мозаика всегда играет со светом, реальность, воплощенная в ней, существует только в данный момент и сразу ускользает, чтобы вернуться потом уже в несколько другом виде. Мозаика всегда фантасмагорична, она создает повод для иллюзии, которую завершаете вы сами.

Сюжет, стекло и свет – этого достаточно для того, чтобы обладать собственным поводом для радости, яркой, динамичной, разной, но непреходящей, ведь основа ее монументальна! Мозаика – это праздник, который навсегда останется с тобой!


Мозаика – феномен целесообразности

История мозаики тождественна истории цивилизации, причем тысячелетия забвения мозаики чередуются новыми открытиями ее как искусства; новый виток истории содержит собственную потребность в ней и являет собственный ренессанс мозаики. Так отбрасывая прошлое, искусство мозаики остается вечно молодым. Почему цивилизация вновь и вновь возвращается к этому, казалось бы, архаичнейшему из материалов?

А ответ, по нашему мнению, не мудрен. Если определить красоту как наивысшую степень целесообразности, то случай с мозаикой удачно отвечает обоим необходимым условиям того, что называют красотой: чувственной декоративностью и рациональной практичностью.



Уже глядя на каталожную палитру стеклянной мозаики можно предполагать богатейшие ее возможности: стеклянная мозаика уже как материал декоративна. Этот эффект создается как за счет разнообразия структур каждого стеклышка, за счет полупрозрачности мозаики, что дает цвету особую глубину благодаря той или иной освещенности; кроме того, есть просто особые виды мозаики – с золотистыми прожилками авантюрина, перламутровая и желтого или белого золота.

Стоит видеть, что способны создать из такого материала умные руки мастера!

Декоративные возможности художественной мозаики настолько широки, что европейцы давно используют ее в центральных помещениях дома и не видят в этом ничего зазорного: роскошный материал, статусный антураж, интересные оптические эффекты. Действительно – преломляя свет, изображения из стеклянных модулей начинают переливаться и «оживать», словно голография! Постепенно эту традицию перенимают и российские дизайнеры: уже появились интерьеры, где акцентные поверхности – стенные ниши, зоны инсталляции под ТВ-плазму и т.д. – покрыты узорами из стеклянной мозаики. Учитывая, что этот материал прекрасно сочетается со всем блестящим – зеркалами, металлом, глянцевыми натяжными потолками – можно спроектировать яркую оригинальную обстановку в любом стиле – от классики до ар-деко. Мозаика изменит к лучшему любое пространство при условии, что помещение будет достаточно просторным: наслаждаться игрой оттенков и красотой сюжета, состоящего из мельчайших деталей, все же лучше с некоторого расстояния. Кстати, мозаичные панно совсем не обязательно монтировать на стену: дизайнеры все чаще оформляют их в рамы и используют, как «обычные» картины, что придает интерьерам особую декоративность и изысканность.

В декоративности мозаики сомнений нет, однако декоративность как таковая, не отвечающая условию практичности, бутафорна, а иногда бывает просто вредной и даже опасной. В случае с мозаикой ценно то, что грамотно смонтированная стеклянная мозаика не боится воды, мороза, жары, воздействия агрессивных химических сред – она практически вечна. История показывает, что мозаика боится только четырех вещей: землетрясения, войны, революции и… случайно оброненного рабочими лома.

Именно поэтому мозаика царит в украшении фасадов, а также помещений и мест, подвергающихся постоянным разрушающим воздействиям влажности и температуры: чаш бассейнов и интерьеров бассейновых помещений, при отделке турецких бань, декорировании ванных комнат и душевых, при отделке кухонных фартуков или в качестве панно для общественных интерьеров с большой проходимостью.

Итак, мозаика – это целесообразно, значит – красиво.

Однако, художественная мозаика – не просто декоративно-отделочный феномен, а уже с начала своей истории – явление социальное, имеющее свою мифологию:


1
Миф первый и главный: «панно из мозаики астрономически дорого». Да, еще во времена античности мозаичное панно на полу дома означало принадлежность к высшему классу общества, причем мозаикой украшались только гостевые помещения в доме, т.е. те, где эту мозаику можно было показать. Мозаичное панно до сих пор – статусная вещь. Однако, еще в 19 веке начали появляться технологии удешевления мозаичного дела для того, чтобы сделать мозаику доступнее: все мозаики эпохи «модерн» выложены с их использованием. Наше время также привнесло свой вклад в эволюцию мозаичного искусства: появилась т. н. «матричная техника», где любое изображение можно оцифровать и перевести в мозаику, которая затем укладывается целыми квадратиками различных цветов по принципу вышивания крестом по канве или по принципу устройства матрицы компьютерного монитора. Этот способ значительно удешевляет и ускоряет работу над мозаикой. Кроме того, выполнение панно и в традиционной реалистичной технике подколки – не обязательно предполагает космических цен: все зависит от конкретного заказа.


2
Миф второй: «панно из мозаики изготавливают только в Италии, в лучшем случае – Москве)». Так было, но все меняется. Существуют нижегородские мастера, способные создать мозаичную композицию от идеи до полной реализации на объекте. В мозаике мелочей нет и создавать такую сложную вещь как мозаичное панно, можно только в непосредственном диалоге мастера с дизайнером или заказчиком, иначе разочарования не избежать. Кроме того, только такой диалог способен вывести искусство мозаики за рамки предложений стандартных каталогов.


3

Миф третий: «мозаичное панно создается непосредственно на стене». Так не делается уже с сер. 19 века. Мозаика набирается в мастерской и смонтированная на временном основании перевозится на объект, где уже монтируется на постоянное место.


4

Миф четвертый: «колотая мозаика режется». Структура мозаичного стекла более грубая, чем, например, у стекла оконного, именно поэтому оно лишь относительно прозрачно. Поэтому при сколе оно не способно образовывать острые режущие края. В любом случае, первым о вашу мозаику порежется тот, кто ее создавал.


5

Миф пятый: «матричная техника примитивна». Действительно, изображение получается несколько угловатым, но это имеет свой смысл: получается некий синтез древнего искусства и технологий постиндустриального общества. Культурологически это – техника «нашего» времени, в отличие от техники подколки, появившейся на заре эллинизма. В этом смысле она более красива, так как современна. Это почувствовал еще С. Дали, сразу же после появления принципа пикселизации, создав известный портрет Линкольна.